Хопёр

Хопер - река юго-востока России, наиболее привлекательна для байдарочных путешествий и отдыха на воде. Ширина Хопра в среднем течении 60-100 м. Долина реки одета широколиственными лесами, нередки сосновые рощи. В пойме много озер и стариц. Берега реки изрезанны оврагами, переходящими на излучинах в пляжи. 




В русле встречаются коряги и упавшие деревья - излюбленные места обитания рыб Река Хопер – одна из красивейших рек не только средней полосы России, но и Европы, самый протяжённый и полноводный приток Дона. 

На своем пути к Дону Хопер протекает по четырем областям: Пензенской, Саратовской, Воронежской и Волгоградской. В Саратовской области, – 285 км. Его протяженность от истоков до устья – 1008 км., а площадь бассейна более 61 тысячи кв. километров. Глубины нередко достигают 7 метров. Все русло реки изобилует старицами. 

Речная система Хопёр берёт начало на западном склоне Приволжской возвышенности в 8 километрах от села Кучки Пензенского района, кстати, я часто проезжал мимо, из 12 родников и течет по почти безлесной, слабохолмистой, изрезанной оврагами и балками равнине, впадает в Дон у станицы Усть-Хопёрская в Волгоградской области. Хопер весьма извилист. 

Русло реки в верховьях имеет направление с северо-востока на юго-запад, затем в Воронежской области, у Борисоглебска и Новохопёрска, делает петлю и резко поворачивает на юго-восток, а далее, от Урюпинска, течёт в южном направлении. От станицы Усть-Бузулукской – в юго-восточном направлении. Затем снова делает петлю и от станицы Слащевской течёт в юго-западном направлении до впадения в реку Дон. 

Являясь притоком первого порядка, река Хопер тоже имеет притоки. Справа по течению это: Тамала, Карай, Карачан, Ворона, Савала, Елань, Добрая, Тишанка, Акишевка, а слева – Изнаир, Бузулук, Аркадачка и Мелик. Наибольшая из них в Саратовской области – река Аркадачка, а в пределах Балашовского района – река Карай. 

Бассейн Хопра расположен на юго-востоке Русской равнины. В географическом отношении около 60% площади бассейна Хопра находится в лесостепной зоне, чуть более 40% - в степной. На всем протяжении узкие участки с быстрой водой постоянно чередуются с широкими медленными плесам. 

Широкая долина Хопра имеет зеленую, часто заросшую лесом пойму, неодинаковое строение берегов. Правый берег крутой и невысокий, изрезанный оврагами, во многих местах порос лесами и кустарниками; левый, пологий незаметно сливается с поймой. Правый, материковый, берег Хопра представляет собой плато, расположенное на 80—175 м над уровнем моря, расчлененное балками и оврагами, устья которых открываются в долину Хопра. В некоторых местах река вплотную подходит к материковому склону с обрывистыми обнажениями коренных пород высотой до 200 м. 

Пойма Хопра имеет ровный рельеф, на отдельных участках нарушаемый прирусловыми песчаными валами, промоинами и старицами. Пойма имеет также два уровня — низкий, возвышающийся на 1—3 м, и высокий, достигающий 5,5 м над уровнем воды в реке. Ширина поймы обычно от 2 до 4 км и только в устье Карачана достигает 10 км, а местами сужается до 1 км. 

Левобережье Хопра за пределами поймы представляет собой надпойменную террасу шириной до 0,5 км, в строении которой видны два уровня — низкий, до 7 м, и высокий — до 10 м над уровнем воды в реке. За первой надпойменной террасой возвышается вторая, высотой до 20 м и шириной до 5 км. Поверхность этой террасы слабоволнистая, с неширокими балками и бугристыми холмами эолового происхождения до 2—3 м высотой. Ныне Хопер имеет широкую асимметричную долину, в которой выделяются пойма и левобережные надпойменные террасы. По широкой пойме плавными меандрами изгибается русло, ширина которого изменяется от 60 до 150 м. 



Глубина реки на плёсах от 3 до 12 м, а на перекатах - от 0,5 до 1,5 м. Уклон реки незначительный, поэтому течение спокойное. Его скорость изменяется от 0,2м/сек. до 0,5 м/сек. Дно песчаное, изредка глинистое. Хопёр - геологически одна из древнейших рек юга европейской территории России. Он заложился около 10 млн. лет назад, однако полмиллиона лет назад был засыпан ледниковыми отложениями, потом вновь возродился. По водному режиму Хопёр относится к рекам преимущественно снегового питания. Водный режим Хопра стали изучать ещё в XIX веке. Первый гидрологический пост был открыт на реке Хопер у села Поворино в 1883 г., в 1941 г. – в Балашове. В период весеннего половодья расходы воды достигают до 300-350 м3/сек. Летом и зимой они уменьшаются до 30 м3/сек. 

Ледостав на Хопре, неустойчивый в отдельные годы, по многолетним данным начинается в среднем 10 декабря, а вскрытие - 9 апреля. Островки и мели у Хопра один высокий паводок – в апреле, когда вода поднимается в среднем на 4 м. В остальные сезоны, уровень воды относительно стабильный. О разливах реки Хопёр рассказывают документы гидрометеослужбы Рязанско-Уральской железной дороги. В 1917 г., 1927 г., 1942 г., 1953 г. река Хопёр разливалась выше среднего уровня, превращая Захопёрье в Балашовскую Венецию. Это объяснялось обильными осенними дождями. К тому же в эти годы уже в октябре были морозы с обильными снегопадами. 

Ранние дружные вёсны с обильными дождями привели к затоплению огромных пойменных территорий. Самая низкая вода в июле – августе. В этот период река разбивается на плесы, появляются мели и острова. В межень, ширина Хопра в верховьях 40–80 м, глубина от 3 м на перекатах до 2–4 м на плесах; в низовье ширина 100–200 м, глубина до 5–6 м (в омутах до 16 м). Хопёр – река своенравная и даже в летнее время она, при особом стечении обстоятельств, может выйти из берегов и затопить всё вокруг. Приблизительно раз в столетие.(Статья "Такое бывает раз в столетье" в газете «Балашовская правда» № 126(17360) от 15.09.2000 г.) 

Берега реки Хопер помнят древние славянские поселения. Ковыльные степи Прихоперья бороздили степняки-кочевники, в дремучих лесах скрывались мордовские селения, искавшие волю беглые крепостные селяне. Первых поселенцев Балашовского уезда привлекала не только флора и фауна, но и богатая земля. В 16 веке окрестности Хопра именовались «диким полем». Степной, нетронутый чернозем манил людей своим естественным плодородием. Перед их взорами открывалась бескрайняя, дикая, невозделанная степь. 

Во второй половине 16 – начале 17 веков на Хопре появляются предприимчивые крестьяне, охотники, рыболовы и особенно бортники, получившие за оброк право пользоваться богатыми нетронутыми рыбными, земельными угодьями по рекам Хопру и Медведице. В конце 17-начале 18 веков на Хопер усиливается поток беглых крестьян из Воронежа, где осуществлялась постройка морских судов, начатая по инициативе Петра I. 

Люди бежали, чтобы избавиться от «тягот стругового долга» слобод. Тамбовский воевода жаловался, что на «Хопер и Медведицу бегут из Тамбова стрельцы, казаки и другие служилые люди». Богатая земля Прихоперья привлекала не только беглых крестьян и казаков, но и богатых людей царского двора. Обширные земельные площади Прихоперья за разные заслуги раздавались царским двором знатным дворянам, боярам, князьям, графам, а в последствии помещикам. В лесостепной зоне Прихоперья в разные годы владели землями Нарышкины, Чернышевы, Воронцовы, Куракины, Голицины, Разумовские, Вяземские, Волконские, Игнатьевы и другие. К таковым многие века относились земли по обеим сторонам реки Хопер в его верхнем и среднем течении. 

Долгое время силу хоперской воды использовали лишь на водяных мельницах. В 30-е годы 19 века местные купцы получили прекрасную возможность осуществлять сплав товаров по Хопру в казачьи станицы Дона и некоторые города Приазовья. Бывший крепостной крестьянин из села Копены Аткарского уезда Герасим Превратухин совершил смелое, предприимчивое путешествие на лесных плотах вниз по течению Хопра. В 1836 году была доказана возможность сплава по реке. Через несколько лет в Балашове появились первые речные барки, построенные Г.Превратухиным у сельца Волынщино (севернее Беково). 

К концу 50-х годов 19 века балашовские купцы сплавляли по Хопру в Ростов хлеб, сало, спирт, муку, овес, крупы, льняное семя, пшеницу, мед, поташ и другие товары. Подготовка груза к отправке, строительство барок производилось зимой. Удобных пристаней, служивших местом для сбора барок, для сплава вниз по течению Хопра, в самом Балашове было 3-4. В 1842 году по Хопру прошло 12 барок, а 1845 – 18, а с 1847 по 1850 ежегодно собиралось от 30 до 40 барок. На каждой барке отправлялось около 20 рабочих. На встречающихся отмелях судно приходилось перетаскивать бурлацким способом. Груз одной барки составлял 3500-4000 кулей по 7,5 пудов веса каждый, т.е. около 500 тонн. Средняя цена за сплав груза из Балашова в Ростов колебалась от 65 до 80 копеек серебром за куль. Этот путь барки проходили за 1,5 месяца, иногда быстрее. 

Медленно двигались грузы по Хопру и Дону, но значительно быстрее, чем чумацкими караванами по сухопутью. Кроме того, водный путь обходился дешевле гужевого транспорта. Во время весеннего разлива ширина Хопра в районе города Балашова доходила до 8 верст, а глубина до 3-5 саженей. Это давало возможность сплавлять лес, зерно, барки по Хопру в область Войска Донского. В полые воды 1852 и 153 годов с Хопра на Дон было сплавлено свыше сотни барок с грузом. По словам А.Никольского «…полая вода держится более 2-х недель, а течение менее стремительно. Кроме того, заготовка хлеба в прихоперских местах обходилась дешевле». 

В конце 19 века сплав леса и барок прекратился. Это было связано с проведением железной дороги по территории Балашовского уезда. Кроме барок на Хопре можно было увидеть и другие суда. В начале 20 столетия рабочими балашовского паровозного депо был собран пароход «Заря», который ходил от Балашова до Никольевки в базарные дни. Сегодня река имеет важное народно-хозяйственное значение для территории Пензенской, Саратовской, Воронежской и Волгоградской областей. 

Источник Hopertur.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий